Старушка на парапете

Ходит старушка по парапету, а спуститься не может. Больно ступеньки круты. А ещё сумка с продуктами. О возрасте старушки можно сказать: поздняя осень, но грачи ещё не улетели. Классическая Изергиль.
 Я, не будучи оригиналом, взял сумку и подал руку. Когда мы спустились, я сказал нарочито развязным тоном:
  — А что, бабулька? У вас, наверное, есть медаль «За взятие Берлина»?
 На что бабулька отвечает примирительно:
  — Не-ет, сыночек. У меня только «За взятие Кенигсберга».
 Я тихо говею, но виду не подаю. Продолжаю тем же тоном хамить:
  — Вы, наверное, в штыковые атаки ходили? В рукопашных схватках участвовали?
 В ответ всё тот же примирительный тон:
  — Не-ет, сыночек. Я в тылу была.
  — Ну, ничего. И в тылу надо кому-то работать, выпускать продукцию, — пытаюсь оправдать я её награду. А в ответ всё то же:
  — Не-ет, сыночек. Я в немецком тылу была.
 Оказывается, входила в разведывательно-диверсионные группы. У неё одиннадцать забросок в тот самый тыл.
 Я, естественно, извинился за идиотское поведение.
  — Да я тебя давно расшифровала.
 Мы с ней проговорили почти час. Много рассказала, много смертей видела. Но одна смерть до сих пор стоит перед глазами. При десантировании один парень попал на дерево и распорол себе живот. Добить его ни у кого не хватило духу. И вот они уходят, а он ползет за ними волоча свои кишки. И вообще хлопцы почти всегда все погибали. У немцев хорошо налажена служба пеленгации. Их часто засекали. Тогда  ребята оставались прикрывать отход радисток. Их было по две в каждой группе.
 Муж её был лётчик-истребитель. Ставил на крыло французов со знаменитой эскадрильи «Нормандия», а потом воевал с нами. И вот в 1975 году французы пригласили их в Париж. Хорошая была встреча, запоминающаяся.
  — Мы рассказываем о своём житье. Оно по нашим меркам хорошее. Муж – подполковник в отставке. Хвастаемся — пенсии у нас хорошие, спецпайки, санатории: всё как положено. Оказывается, по французским меркам — мы нищие. Они были в шоке. Сидят, плачут нас жалеючи: Почему ваше правительство вас так не любит??
 Повторяю, на дворе 1975 год. Везде лозунги «Никто не забыт, ничто не забыто». Строятся помпезные памятники. И мы ещё верим в светлое будущее.
  — Ну, а сейчас, — спрашиваю. — Ходите по школам?? Деткам рассказываете??
  — Нет. Не хожу. Не считаю нужным. Только внукам и внучкам.
  — Сейчас много всякой информации о той войне, о Сталине, о Гитлере. А вы что думаете??
  — Да, что тут думать. Оба они кровожадные. Они друг друга стоят.
 В городе Запорожье поставили памятник товарищу Сталину. Люди, послушайте женщину, которой действительно нужно поставить памятник.

4 коментарі

Галина Дичковська
Дякую Анатолію.
І Вам, і старушці.
Завжди знала, що адекватні люди від Червоної армії починаючи і УПА закінчуючи, можуть нормально порозумітися.Знаю таких історій (порозуміння) кільканадцять, колись розповім.
Мала мрію таку: зібрати адекватних ветеранів ЧА і УПА і зробити телепередачу, щоб всі побачили, що ці люди вміють і можуть бути разом, разом один одного поважати, разом памятати загиблих, разом розуміти страхіття війни.
Поки збиралася, то вони вже відійшли в кращий світ.
Отакий маю гріх.
Тепер хіба зібрати їх дітей і онуків, залишивши незмінною ідею…
Оксана Баланюк
розумні слова, які сказав сьогодні один з учасників козацького куреня: я безмежно поважаю ветеранів і всіх тих, хто віддав життя в бою. але немає ніякої перемоги, бо яка може бути перемога, коли загинули 60 млн. людей?? є день пам'яті і вшанування миру. шкода, що Україна цього ще не зрозуміла.
Діонісія Кернична
Оксано, не погоджуся з тобою. Це ДЕНЬ ПЕРЕМОГИ над загарбниками. От якби німці перемогли і за планом «Ост» слов'ян залишилось 25% і ти стала нащадком тих 25-ти, то тоді можна святкувати день пам'яті. Мій єдиний прадід, що повернувся з війни живим, радів Перемозі, радів тим, кого він захистив, а не воював за те, щоб потім плакати над вбитими товаришами.
Святослав Вишинський
«Нередко в связи со славянской политикой национал-социалистов упоминается так называемый «Генеральный план Ост», в котором, как утверждается, приведены основные доказательства того, как немцы в случае своей победы собирались поступить с «восточными народами». Считается, что в результате намеченных в плане мер «славянские народы будут ликвидированы как этнические единицы, а многие из них вообще истреблены». Советский публицист Л.M. Лещинский убеждал своих читателей, что «план Ост» предусматривал «физическое истребление всего еврейского населения Европы, массовые убийства поляков, чехов, словаков, болгар, венгров, физическое уничтожение 25–30 миллионов русских, украинцев, белорусов».

Вместе с тем следует согласиться с мнением одного из наиболее авторитетных исследователей проблемы — польского историка Чеслава Мадайчика, который отмечает, что «информация о „Генеральном плане Ост“ до сих пор даже среди историков остается очень скромной. На эту тему… опубликовано лишь несколько статей и около десятка документов… „Генеральный план Ост“ — это отнюдь не однозначное понятие».

<...>

При этом окончательного варианта плана «Ост» в виде некоего единого документа не существует».

(Д. Жуков, И. Ковтун, «Русские эсэсовцы»)
Тільки зареєстровані та авторизовані користувачі можуть залишати коментарі.
або Зареєструватися. Увійти за допомогою профілю: Facebook або Вконтакте